Поиск по этому блогу

среда, 14 сентября 2011 г.

Готическая архитектура

Стиль кирпичной готики зародился в в Северной Германии в Средние века под влиянием французской архитектуры . Отсюда , из Северной Германии начнем обзор готики . История готики продолжается с ганзейскими торговцами , которые готика распространяютее по всему региону балтийского моря . Из кирпича в готическую эпоху строились ратуши и купеческие дома , церкви и монастыри , приюты и городские стены ...
Монастырь Св. Иоанна в Штральзунде
Кирпич является очень долговечным материалом . Со времена готики , построенные из него строения практически не подвергались реставрации в последующие периоды . Их только лишь украшали в эпоху барокко , как например , эти резные двери .
Наиболее полно сохранились произведения кирпичной готики в Восточной Германии в ганзейских городах Висмаре и Штральзунде . Главный город Ганзы - Любек это настоящий заповедник кирпичной готики . Все три этих города находятся в списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО .
Городской собор в Любеке
Backsteingotik обозначает кирпичную готику . Backstein - переводится как "обожженный камень". Иногда кирпичную готику называют северо-немецкой готикой . Из-за нехватки природного камня именно этот материал так распостранился в этом регионе . В районе Балтийского моря практически отсутствуют месторождения базальта , песчаника и туфа , но имеется достаточно глины .

Церковь Св. Марии в Висмаре
В XII веке из Италии в Ганзу пришла технология производства кирпича . До этого в строительстве широко использовалось дерево , но возводить из него высокие монументальные здания было сложно , не говоря уже о часто возникавших в такие храмах и дворцах пожарах . Первые кирпичные церкви появились на балтийских землях в конце романского периода . В то время из Франции сюда добралась мода на готический стиль .
Церковь Св. Петра, Любек
В Северной Европе в докирпичный период кроме дерева для храмов использовался туф . Также использовали доставленные из рейнского города Андернаха камни . Но это были единичные строения . Выстроенные из андернахского туфа романские церкви можно встретить кроме Германии в Нидерландах и Дании .
Церковь Св. Марии в Штральзунде
Эта церковь романского стиля в Андернахе Вознесения Девы Марии была построена в 1200 году из местного природного камня . В появившихся вскоре новых городах Ганзы на протяжении нескольких десятилетий укрепился типичный для бюргерского и купеческого сословий архитектурный стиль .
Церковь Вознесения Девы Марии в Андернахе
Здания строились по своим четким законами и нормам . Во главе этих ганзейских социумов находились городские советы .





Дома на площади у городской ратуши Штральзунда
История кирпичной готики неразрывна от самого Ганзейского союза . Как и эти здания , богатство Ганзы тоже складывалось по кирпичику . Импозантные церкви с красными и коричневыми фасадами, репрезентативные ратуши, традиционные купеческие дома со ступенчатыми фронтонами... После разразившейся в Европе эпидемии ганзейские города за счет жителей других регионов империи стали быстро восстанавливать численность своего бывшего населения . Особенно сильным был приток людей из Южной Германии .
Дом в районе Старого города Штральзунда .
С распадом Ганзы бурное развитие ее городов практически остановилось или в лучшем случае существенно замедлилось. В последовавший ренессансный или барочный период о таких же масштабных стройках здесь речи уже не шло , хотя единичные образцы этих стилей порой и встречаются . Экономический кризис привел к полной остановке архитектурного развития городов .
Госпиталь Св. Духа в Висмаре
Для ганзейского города типичным месторасположением было когда со всех сторон его окружала вода . Территорию города помимо естественных преград обносили насыпными земляными валами на которых строили городские стены . Накопленное годами богатство надо было охранять в то время от многочисленных врагов и завистников .
Карта города Штральзунда .
Быстрый рост таких городов с одной стороны стал возможным не только благодаря бурному развитию торговли , но и новому материалу , доступному в его массовом изготовлении прямо на месте . Кирпич в отличие от камней не надо было доставлять издалека. Его производили недалеко от места стройки . В Северной Германии глины имеется в достатке , как и требовавшейся для ее обжига древесины .
Городские ворота в Штральзунде
Для производства кирпичей ипользовались также производимыми из дерева формами . В целом процесс был похожим на выпечку печенья , но естественно был сложнее . Кирпичи прямоугольной стандартной формы не представляли в изготовлении особых проблем , но вот декоративной формы для отделки требовали особого умения и определенных навыков .
Фасад дома в Висмаре
Сначала заготовки сушили на воздухе , а после этого их складывали в замурованные печи . Сам процесс обработки кирпича огнем занимал три недели . Десять дней постепенное повышали температуру в печи , два дня происходил сам , и последующие десять дней полученные кирпичи остывали .
Голштинские ворота и церковь Св. Петра в Любеке.
Из-за ручной работы каждый из стандартных прямоугольных кирпичей был по-своему уникален , у каждого были свои нюансы в оттенках и каждый из них по-разному отражал свет, не говоря уже о декоративных кирпичах , которые покрытвали цветной глазурью . Мир готики поэтому весьма разнообразен . Искусство готики проявляется в каждом готическом храме , состоящем из сотен тысяч кирпичей которые гармонично подобрали и сложили средневековые каменщики .
Общепринятого стандарта в те времена не было. На каждой стройке размер применяемых кирпичей был своим . Часто можно встретить размеры 29 x 14 x 19 и 28 x 13,5 x 9 сантиметров . Некоторые из кирпичей идущих на сооружения храмов весили до семи килограмм . Главное было в том чтобы каменщик свободно мог взять для работы кирпич одной рукой , а в другой руке держать мастерок служащий для укладки строительного раствора .
Госпиталь Св. Духа в Любеке
Строения кирпичной готики были вынуждена возводиться без ажурной резьбы , характерной для предварившей ее каменной готики , но компенсировали это повторявшимся разнообразием элементов кладки и цвета кирпичей . Пришедший из Франции готический стиль был переделан с учетом местных вкусов и особенностей материала на кирпичный лад .
Церковь Св. Николая в Штральзунде
Исходную Стройность и стремление ввысь , повторение малых элементов в больших , стрельчатые окна , силуэты с боковыми ребрами - контрфорсами служащими для равномерного распределения давления стен и сводов , определенное деление храмового пространства - все это объединяет каменную готику Франции и ее ганзейский кирпичный вариант .
Церковь Св. Николая в Люнебурге
Новый метод строительства позволил увеличить внутреннее пространство зданий , уменьшил количество несущих стен между нефами , или вообще обошелся без них , усилив потолок колоннами . Одновременно это позволило увеличить высоту храма , площадь его окон и улучшить и разнообразить освещение храмов . Таким образом у зодчих появилась возможность добиться ощущения легкости возводимых колоссальных строений .
Церковь Св. Марии в Любеке
Строители каменных храмов с помощью резных украшений и скульптур добивались наиболее изящного и богатого оформления фасадов зданий . Возводившие кирпичные церкви злдчие такой возможности были лишены . Они реализовывали свое представление о красоте зданий с помощью их высоты и гармоничных пропорций .
Церковь Св. Николая в Штральзунде
Церкви ганзейских городов возводились по заказу католических епископств как например , Кафедральный собор в Любеке и по своим размерам естественно уступают храмам , которые строились на средства более богатых городских советов (Ratskirche) . Причина возведения более монументальных строений была не столько в религиозном рвении , как в демонстрации своей реальной власти людей заседавших в не менее величественных ратушах .
Церковь Св. Марии в Любеке

Кафедральный собора в Кельне . Ажурная резьба каменной башни .
Образцом для множества городских храмов и признанным эталоном кирпичной готики стала любекский храм Святой Марии (Marienkirche) . Исходя из ее пропорций и внешнего вида в других ганзейских городах возведено около ста различных строений . Она была построена на средства выделенные стоящей с ней городской ратушей
 Некоторые из традиционных ганзейские города в начале прошлого века начали подниматься на волне индустриализации . Новое строительство развернулось за пределами старых городских стен на свободных территорияхи благодаря этому в них целиком сохранились готические кварталы . Так они и дошли до наших дней со впремен Средневековья , если не считать разрушений во время двух мировоых войн .
Церковь Св. Марии в Висмаре .
К началу XX века кирпич вновь подтвердил свою прочность , универсальность и простоту в изготовлении . Новые финансовые поступления привели к небывалому строительству и появлению в бывших ганзейских городах новых , не менее изящных образцов нового кирпичного стиля - экспрессионизма .
Голштинский зал в Любеке .
Но время кирпичного экспрессионизма оказалось недолгим . Уже в 1933 году вГермании этот стиль был уничтожен нацисткой идеологией . Традиционно распостраненным материала в массовом и монументальном строительстве стал более дешевый и простой железобетон . Кирпич еще продолжали использовать в меньшей степени , но как это делали во времена древних римлян ,его стали вновь прятать под мрамор или гранит .

Комментариев нет:

Отправить комментарий